Люди склонны придавать большее значение расходам, которые надо совершить здесь и сейчас, или доходам, которые можно получить незамедлительно, чем издержкам и выгодам, которые произойдут в будущем.
В вопросах потребления и сбережений, сравнивая выгоды и издержки в разных периодах времени, люди обычно поддаются искушениям, не задумываясь о долгосрочных последствиях для их финансового положения. Нередко это связано с недостатком самоконтроля. В результате, например, на текущее потребление тратится больше средств, чем в действительности необходимо, а на сбережения откладывается меньше, чем следовало бы.
Человек острее и болезненней воспринимает финансовый проигрыш, чем эквивалентный по величине выигрыш.
Люди чаще выбирают такие формы сбережений, которые приносят стабильный, но сравнительно небольшой доход (например, вклад в банке). И гораздо реже – более доходные в долгосрочном периоде, но одновременно и в большей степени подверженные колебаниям в краткосрочном периоде (например, акции).
Человек готов продать имеющееся у него благо за гораздо бóльшие деньги, чем был бы готов сам заплатить за точно такое же благо, если бы у него его не было.
Эффект владения проявляется в том, что люди (особенно неопытные участники, например, фондового рынка или рынка недвижимости) склонны «передерживать» низкодоходный или даже убыточный актив, скорейшая продажа которого могла бы принести им выгоду. Под воздействием этого эффекта людям сложнее переключаться (особенно быстро) между разными финансовыми продуктами или вообще выходить с рынка.
Ситуация, в которой восприятие человеком тех или иных количественных (в том числе и финансовых) показателей в значительной степени зависит от какой-либо точки отсчета – «якоря».
«Эффект якоря» активно используется в розничной торговле: продавцы намеренно оставляют два или три ценника со «старыми», более высокими, ценами на одной вещи. Цена до скидки становится «якорем», и у покупателя возникает иллюзия выгодности покупки и достигаемой им экономии.
Ситуация, при которой решения человека зависят не только от его индивидуальных выгод, но и от выгод окружающих – даже незнакомых ему лично – людей вследствие, например, моральных или социальных обязательств.
Социальные предпочтения позволяют объяснить феномены взаимности, честности, альтруизма, борьбы с неравенством и др. Например, факт существования благотворительных фондов свидетельствует о том, что люди готовы посвящать время, силы и деньги производству благ, которые необязательно принесут пользу самому человеку.
Склонность людей объяснять свои успехи собственным мастерством, а проигрыши списывать на неудачу и внешние, не зависящие от них факторы.
Самоуверенность часто проявляется в инвестиционной деятельности, когда люди излишне уверены в собственной способности правильно трактовать информацию, делать верные прогнозы и контролировать ситуацию.
Восприятие людьми в качестве заслуживающей внимания только той информации, которая соответствует их уже сложившимся убеждениям и представлениям о мире.
Смещение к подтверждению нередко встречается в инвестиционной деятельности, когда люди, получив важные сведения из неформального источника, далее будут обращать внимание только на ту информацию, которая косвенно либо прямо подтверждает полученные изначально данные.
Ситуация, при которой человек уделяет чрезмерное внимание текущим условиям, в которых он делает свой выбор, и недооценивает, что эти условия в будущем могут измениться.
Проявляется в ситуациях, когда человек сталкивается с необходимостью принимать на себя длительные финансовые обязательства, и при этом в расчет берутся текущие доходы, а вероятность их изменения игнорируется.
Неверное представление человека о вероятности наступления того или иного события, то есть ситуация, когда человек переоценивает вероятность наступления маловероятного события или недооценивает - высоковероятного.
Проявляется, например, в чрезмерном потреблении страховых продуктов для маловероятных событий с небольшим ожидаемым ущербом и, напротив, отказ от страховки событий с относительно высоким ожидаемым ущербом.
Влияние контекста и условий принятия решения на выбор человека.
Владельцы банковских тарифных планов с выраженно мотивирующими названиями (например, «Покупай!») склонны совершать больше покупок на бóльшую сумму, нежели обладатели «безымянных» тарифных планов.
Влияние источника денежных средств, того, где они хранятся и на что могут быть потрачены, на восприятие денег и на принятие финансовых решений.
Люди часто испытывают сожаление, дискомфорт («боль от утраты») от самого факта расставания с деньгами, что становится причиной отказа от выгодной покупки или от покупки чего-либо действительно необходимого.
Ориентация человека при принятии решений не на фактическую ситуацию, а на то, насколько эта ситуация соответствует какому-либо типичному примеру или стереотипу.
Стереотипы проявляются, например, при принятии инвесторами решений о покупке акций компании А, только потому, что хорошие результаты показали компании Б и В, подобные А и действующие на том же рынке.
Склонность человека «плыть по течению», сохранять существующее положение дел из-за переоценки издержек, связанных с изменением ситуации.
Смещение к статус-кво проявляется, например, в таких случаях, когда люди открывают сберегательный счет или берут кредит в банке, где обслуживается их зарплатная карта, несмотря на то, что условия по кредиту или счету в других банках могут быть более выгодными.
Склонность человека постоянно откладывать «на потом» принятие важных решений, выполнение неприятных, трудо- и/или времязатратных, но важных дел.
Часто люди, соглашаясь на выгодные финансовые предложения (например, в ходе рекламной акции), в последующем не меняют тарифный план даже при изменении его условий (по завершению акции или льготного периода), — чем банки зачастую и пользуются.